ГлавнаяРегистрацияВход Мой сайт
Воскресенье, 19.05.2024, 18:48
Форма входа
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Поиск

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Главная » 2014 » Февраль » 14 » ВПК "НПО машиностроения" - ТРИБУНА ВПК №36 2012 год
    16:22
     

    ВПК "НПО машиностроения" - ТРИБУНА ВПК №36 2012 год

    windows-1251ВПК "НПО машиностроения" - ТРИБУНА ВПК №36 2012 год

    ИМЕННОЙ СТИПЕНДИАТ

    Ежегодно кадровый состав нашего предприятия пополняется талантливыми выпускниками МГТУ им Н.Э. Баумана. Так случилось и в 2012 году, когда на фирму пришел выпускник нынешнего года – Дмитрий Галкин. Он окончил университет с отличием и был награжден именной правительственной стипендией Российской Федерации. Сегодня он работает инженером 3 категории в отделе 02-05.
    «Я остался работать на фирме, потому что хочу вложить свою лепту в развитие Аэрокосмической отрасли нашей страны, вырасти грамотным специалистом, ну и, конечно, потому что чувствую, что это действительно мое. Целевая мотивация играет для меня первостепенную роль во многих жизненных ситуациях, - говорит Дмитрий. – Посмотрим, что выйдет из моего стремления. Но трудностей я не боюсь, они только закаляют».

    Дмитрий вырос в подмосковном Ногинске, и по его собственному утверждению, технические науки прельщали его уже во время учебы в школе. Школа, кстати, была с углубленным изучением физики и математики. Окончив ее, молодой человек был твердо намерен поступать именно в технический ВУЗ.
    – Выбрать университет было действительно сложно. Я буквально разрывался между несколькими учебными заведениями. Но к концу 11 класса точно понял, что хочу поступать именно в Бауманку. Яркая история, лучший технический ВУЗ Москвы, интересные и передовые специальности - что еще нужно романтику? Кстати, родители у меня тоже инженеры и работают в металлургической отрасли. Они всегда поддерживали меня и помогали в принятии сложных решений, в том числе и в выборе будущей Альма Матер.
    По словам Дмитрия, выбрать университет было еще половиной дела. Настоящий мозговой штурм начался именно при выборе факультета и специальности.
    – Читая про каждую следующую специальность, она казалась мне не менее интересной, чем предыдущая. В итоге, как это не иронично звучит, определяющим фактором стало то, что Аэрокосмический факультет расположен в Реутове, а значит, добираться до университета будет проще, чем в Москву.
    Так Дмитрий и оказался на кафедре «Системы автоматического управления летательными аппаратами». Первые 2-3 курса обучения он сомневался в том, что выбрал для себя правильное направление. Но в итоге понял, что его будущая профессия и учебная специальность ему действительно нравятся.
    – Наверное, студенческая жизнь - самая яркая и интересная пора в жизни многих людей. Для меня это время пропитано свободой, когда ты только определяешься с тем, что тебе интересно. Ты каждый день пробуешь и узнаешь что-то новое, знакомишься с новыми людьми, это пора проб и ошибок, здесь ты ребенок, который только-только начал познавать мир. Конечно, это чувство проходит через всю нашу жизнь, но именно за студенческие годы я почему-то это ощутил более ярко, – с улыбкой рассказывает Дмитрий. – Конечно, учиться поначалу было непросто. Главной проблемой все-таки было правильно организовать свое время. Но влившись в учебный процесс, я понял, что в Бауманке можно не только «грызть гранит науки», здесь можно найти себя абсолютно в любой сфере человеческой деятельности. Главное знать, где искать, что не всегда было просто, так как наш факультет все-таки находится в некоторой информационной изоляции от головного здания. У нас есть прекрасный спорткомплекс, благодаря которому я увлекся альпинизмом. Первый раз я побывал на Северном Кавказе в 2008 году. Эта поездка многое изменила в моей жизни, познакомила меня с удивительными людьми и удивительным миром гор. Мы даже получили значки «Альпинист России» за наше первое восхождение.
    Стоит отметить, что с секцией молодой человек побывал в горах еще три раза. Вспоминая о других интересных случаях во время обучения в МГТУ, Дмитрий рассказывает об одном важном звонке, который повлиял на его жизнь.
    – Помню, тогда я ехал в электричке, было шумно, и у меня раздался звонок мобильного. Взяв трубку, я был очень удивлен: мне позвонил декан нашего факультета, с которым я не был лично знаком. Тогда Ростислав Петрович сообщил мне, что хочет выдвинуть меня на получение правительственной стипендии. Пришлось немало потрудиться для этого - пересдать несколько экзаменов, написать публикации в короткий срок, – вспоминает молодой специалист. – Но результат того стоил. Наверное, с этого момента и началась моя осознанная научная жизнь.
    В итоге в 2011 году Дмитрий был награжден именной правительственной стипендией Российской Федерации, с тех пор начали появляться его научные публикации, а молодой специалист стал на практике осваивать выбранную профессию.
    В феврале 2012 года Дмитрий стал студентом Открытого Университета Сколково.
    Сегодня молодой человек не собирается останавливаться на достигнутом и, чтобы развиваться всесторонне, посещает курсы профессионального английского в мире бизнеса, которые также предлагает своим студентам МГТУ им. Н.Э. Баумана. А еще Дмитрий с большим интересом осваивает недавно появившееся в «Бауманке» направление – мастерство и культура речи. Этим летом под эгидой университета открылась очередная международная космическая школа, участником которой посчастливилось стать нашему собеседнику.
    – Это своеобразный культурный обмен, – утверждает Дмитрий Галкин. – К нам приезжают студенты из других стран, с ними мы посещаем различные культурные уголки столицы, предприятия аэрокосмической отрасли. Также у нас есть классы ракетомоделизма, и в течение почти двух недель мы должны будем совместно работать над проектом запуска космического аппарата к комете Tempel1 для взятия проб грунта и отправки результатов на Землю.
    По словам Дмитрия, сейчас, оглядываясь назад, он понимает, что все-таки учиться было действительно сложно, но еще больше – интересно. Он убежден, что самое трудное – это расставить приоритеты, понять, что для тебя важно, и развиваться в этой области.
    – Но ведь трудности – это вызов судьбы, и их надо преодолевать, – размышляет выпускник МГТУ. – Постепенно характер закаляется, и страх, сначала перед экзаменами, а потом уже и перед любыми другими жизненными ситуациями отпадает.
    Дмитрий считает, что работа на предприятии – это возможность не только стать настоящим профессионалом, но и оставить свой след в развитии ракетно-космической отрасли нашей страны. А нам остается только пожелать ему удачи.
    Маргарита Родионова
    Фото из личного архива
    Дмитрия Галкина

    МЕНЯЕМ СТАНДАРТЫ
    На недавно состоявшемся Научно-техническом совете предприятия речь шла о новых подходах к проблеме качества

    качество продукции, выпускаемой на предприятиях ракетно-космической отрасли, – вопрос далеко не праздный. Если бы он в последнее время не стоял так остро, у России не было бы известных всем сложностей при осуществлении пусков космических аппаратов. Досадно, что эти неудачи нередко связаны с нарушением международных обязательств России. В этой связи во многих авторитетных источниках все активнее обсуждается вопрос о необходимости изменения стандартов качества при вводе в эксплуатацию ракетно-космической техники.
    Этой теме было уделено внимание и на недавнем заседании НТС, состоявшемся у нас на предприятии. Главный конструктор по направлению В.В. Назаренко выступил там с докладом, в котором говорилось о новых подходах к качеству выпускаемой продукции.
    Управлению качеством нового продукта в процессе производства В.В. Назаренко обучался в рамках президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства по направлению «Управление инновационными проектами» на базе Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации, завершил обучение в этом году. Вместе с ним по данной программе от предприятия прошли обучение ещё 3 специалиста.
    Мы попросили Вадима Вадимовича прокомментировать для наших читателей основные тезисы своего выступления.

    Связанные одной цепью
    В настоящее время много говорят о менеджменте качества или управлении качеством. При этом зачастую управление качеством ассоциируется только с контролем качества.
    Это звучало и в выступлениях докладчиков на недавнем заседании НТС, посвященном развитию системы менеджмента качества нашего предприятия. Но здесь важно осознать: контролем качества мы не обеспечиваем качество самой продукции. Брак уже совершен на момент, когда мы контролируем. Контроль лишь не позволит допустить некачественную продукцию к потребителю.
    Одной из причин возможного снижения качества называлось сокращение объёма контроля выпускаемой нами продукции со стороны военного представительства, вызванное сокращением его штатов.
    Т.е. мы допускаем мысль, что представляем потребителю, а именно им и является ВП МО - представительство Заказчика, продукцию, не удовлетворяющую заданным требованиям.
    «Инспекция (проверка) не улучшает качества, да и не гарантирует его. Проверять всегда слишком поздно. Качество, хорошее или плохое, уже содержится в продукции. Как говорил Гарольд Додж: «Вы не можете контролем встроить качество в изделие» (цитата из книги Эдвардса Деминга «Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами»).
    Современные стандарты системы менеджмента качества, которые внедрены и у нас на предприятии, подразумевают, что качество надо планировать.
    Стандарты подразумевают, что в цепочку обеспечения качества продукции должны быть включены все: от тех, кто ставит задачи, до непосредственных исполнителей. Как мы привыкли действовать, когда обнаруживаем брак? Обычно стараемся найти «крайнего». Зачастую им назначается рабочий, непосредственно допустивший брак. Но это не совсем корректно. Стоит помнить, что до того как чертежи поступили в производство над ними работали конструкторы, прорабатывали метрологи, технологи, металлурги. Материал был поставлен отделом материально-технического снабжения. Таким образом, не только рабочий влияет на качество выпускаемой им продукции. Допущенные на каждом из этапов ошибки, неточности могут, в конечном итоге, привести к ситуации, когда рабочий уже не может выпустить качественную продукцию.

    Процессный подход
    Моё выступление на заседании НТС было связано с тем, что в выступлениях ряда докладчиков управление качеством сводилось только к его контролю. Я понял, что, несмотря на внедрённые на предприятии стандарты системы менеджмента качества, руководители не всех структурных подразделений понимают их суть, ту идею, которая заложена в этих стандартах.
    Одной из возможных причин непонимания идеи стандартов может быть устоявшийся перевод английского термина «quality management». В действующих стандартах данный термин переведён как «менеджмент качества». Вместе с тем, ряд экспертов в области качества переводят данный термин как «качественное управление». И тогда всё становится на свои места: задача обеспечения качества теперь является не столько функцией службы качества предприятия, сколько работой руководителя каждого структурного подразделения. В такой постановке я как руководитель уже не могу не соотносить вопросы качественного управления с собой.
    На реализацию качественного управления и направлены принципы, заложенные в стандарты серии ISO 9000/9001, и другие – управление организацией с целью производства продукции в соответствии с требованиями потребителей через вовлечение всего персонала организации, а также поставщиков в постоянное улучшение всех процессов на основе их регулярного анализа и измерения.
    Что такое выпуск продукции, предоставление услуги? Это и есть результат процессов - совокупности взаимосвязанных видов деятельности, использующих ресурсы для преобразования входов в выходы. К примеру, привычная нам проектная деятельность – не что иное, как результат процессов, в ходе которых требования (входы) переводятся в некую продукцию (выход процесса). Другими входами данных процессов являются ограничения по срокам, ресурсам, стоимости. Выходом проекта, как результат, может быть и нематериальная услуга. Например, предоставление информации в виде передачи знаний, согласование документации, обустройство, ремонт помещений для создания благоприятных условий работы персонала.
    Стандарты предусматривают идентификацию процессов, определение их взаимовлияния, потому что зачастую выход одного процесса является входом для другого. Сама реализация процессов предлагается в цикле PDCA (Plan – Do – Check – Act – планирование – выполнение – проверка – реакция). На этапе планирования мы должны установить единство целей, определить задачи, которые необходимо решить для того чтобы наш товар (продукция, услуга) удовлетворял предъявленным требованиям. На следующем этапе мы реализуем задуманное. Далее мы проверяем, соответствует ли то, что мы получили нашим ожиданиям. Если нет, реагируем на это внесением изменений в процесс. Важно понимать, что у каждого процесса есть заказчик, потребитель. Когда мы говорим о качестве, мы говорим об удовлетворении требований потребителя. Но каждый из нас в процессе работы является как потребителем, так и поставщиком продукции или услуги.
    Также важно понимать, что у каждого процесса, помимо непосредственного потребителя, есть и другие заинтересованные стороны. Например, рассмотрим курсы повышения квалификации, заявки на которые подразделения предоставляют ежегодно. Получив такой запрос от отдела кадров, я как руководитель подразделения направляю сотрудников на обучение. Потребителем услуги будет сотрудник, я буду заинтересованной стороной. А теперь рассмотрим этот процесс с точки зрения качества предоставления данной услуги на простом примере. Конец года, я как руководитель, в соответствии с запросом, подал заявку. И тишина. Речь не идёт о том, что каждая заявка должна быть удовлетворена. Но должна быть обратная связь. Необходимо информировать руководителей о том, какие из запросов не могут быть удовлетворены, какие поставлены в очередь. Не получив два года подряд реакции на поданные заявки, очень сложно будет убедить себя в том, что это не формальный ежегодный запрос, а систематизированная работа, направленная, в конечном счёте, на повышение качества впускаемой предприятием продукции. Другой пример – на заседании НТС прозвучал тезис о том, что необходимо снижать количество карточек-разрешений. Т.е., когда в процессе производства происходит отступление от документации, необходимо оформлять карточку-разрешение, в которой говорится о том, что с таким отступлением надо делать. И как достижение было сказано, что количество карточек-разрешений снизилось. И можно этим удовлетвориться. А можно задать себе вопрос: оно снизилось потому, что от нас стали скрывать брак, или потому что мы стали выпускать более качественную продукцию? Ответить на этот вопрос можно лишь придерживаясь стандартов качественного управления.
    Каждый сотрудник предприятия участвует в тех или иных бизнес-процессах организации. Из качества самих процессов, их взаимодействия, в конечном счёте, складывается качество финишной продукции. Перед заседанием НТС я спросил у ряда руководителей отделений, что они думают о проблеме качества у нас на предприятии. Многие из них отвечали примерно так: что, мол, можно сказать о качестве, если в производственном процессе используются плохие материалы и т.д. Это говорит о том, что самих себя они не соотносят с участниками процесса, в ходе которого закладывается качество продукции. Хотя цепочка качества начинается с нас, с руководства, которое ставит задачу, с проектного отделения, которое закладывает какую-то конструкцию, и с того конструктора, который эту задачу реализует. Так вот, это касается не только детали, изготовленной рабочим, это касается и взаимодействия между подразделениями. Я, например, иду согласовывать документацию в отдел главного технолога. Я как исполнитель от него ожидаю, что он проверит мою документацию на соответствие каким-то требованиям, стандартам, за которые он отвечает. И здесь уже проявляется его доля ответственности.

    Кому это нужно?
    Слово «качество» как термин означает соответствие выпускаемой продукции предъявляемым к ней требованиям. Кто предъявляет требования – потребитель. Требования могут быть как измеримые, т.е. длина, ширина, высота, так и абстрактные, субъективные, из серии – нравится, не нравится. Для того чтобы мы смогли удовлетворить потребителя нам необходимо понять, что ему нужно. Далее пройти по уже упомянутому циклу PDCA и, в итоге, дать продукцию, удовлетворяющую требованиям потребителя.
    Для того чтобы этого добиться каждый участник процесса должен выявить потребителей, понять их требования. Например, конструктор, выпуская документацию, должен проанализировать требования, условия работы конструкции, понять, кто будет в дальнейшем работать с изделием, где и как оно будет применено. То есть, определить входы-выходы процесса конструирования. Недостаточно руководствоваться подходом: «Мне сказали – я сделал». Это довольно узкий подход. Ведь можно, получив задание, задать вопрос: поинтересоваться, как данная конструкция в дальнейшем будет использоваться, - и это будет одна конструкция. А можно вопросов не задавать. Просто выполнить задачу и не задумываться над тем, где это изделие будет применяться. И это будет совершенно иная конструкция с точки зрения качества. В итоге – неудовлетворённость потребителя. А дальше – корректировка документации, переделки. А это все издержки. Потери для организации, и если бы только финансовые. Помимо финансовых потерь есть ещё и затраты времени на переделку. Хорошо если есть временной резерв, а если его нет? Задержка поставки продукции. Срыв сроков выполнения работ, контрактных обязательств. Как следствие, потеря репутации организации как исполнителя работ, поставщика услуг. Отказ от дальнейших услуг организации. Так что, в итоге, от качества выполнения каждым своей работы зависит успешность организации, её стабильность и конкурентоспособность. В итоге выигрывает и коллектив предприятия, имея стабильную работу, понимание перспектив развития организации. От качественного выполнения работы выигрывают все.

    Человеческий фактор
    Человек – одно из ключевых звеньев в реализации качественного управления, и, как следствие, в обеспечении качества выпускаемой продукции. Понимание важности человеческого фактора в цепочке обеспечения качества продукции нашло отражение в выступлениях заместителя Генерального директора по производству Ю.В. Афиногенова и первого заместителя Генерального директора-заместителя Генерального конструктора по информационным технологиям В.И. Мартынова. В сделанных ими докладах было сказано, что, прежде всего, в процессе производства нужно ориентироваться на человека, что, в конечном итоге, качество продукции определяет человеческий фактор. Может быть хорошее оборудование, но без хорошо подготовленных и мотивированных специалистов высокого качества продукции добиться будет сложно.
    Важно чтобы каждый сотрудник ощущал себя участником команды, работающей на достижение единых целей. Для этого каждый должен понимать свою роль и место в цепочке процессов, связанных с выпуском продукции. А установление единых целей, распределение задач и назначение ресурсов – это функции управления, в частности, планирование и организация. Вот еще почему сегодня, говоря об управлении качеством, нужно поднимать тему качественного управления.
    Записала
    Наталья ТАРАСЕНКО

    ОГНЕБОРЦЫ
    Спецподразделениям пожарной охраны - 65 лет

    История специальных пожарных подразделений началась в далеком 1947 году, когда перед ними были поставлены качественно новые, весьма сложные по содержанию и значительные по объему задачи. Требовалось в сжатые сроки создать боеспособные подразделения, которые могли бы обеспечить надежную противопожарную защиту объектов оборонного комплекса страны.
    В октябре 1947 года Приказом МВД в составе Главного управления пожарной охраны был образован специальный отдел для организации и руководства подразделениями по охране особо важных и режимных предприятий. Первым начальником Отдела, руководившим им до 1950 года, был назначен майор А.Н. Смуров (впоследствии он возглавил ВНИИ пожарной обороны, а затем высшую инженерную пожарно-техническую школу (ВИПТШ) МВД России).

    Под охрану отдела были переданы предприятия, научно-исследовательские учреждения, закрытые города и поселки, которые создавали ракетно-ядерное оружие. С первых дней отдел приступил к формированию специальных пожарных подразделений, развернул работу кадров, организовал материально-техническое обеспечение вновь организуемых подразделений.
    В апреле 1966 года Отдел был преобразован в Управление, руководителем которого был назначен Н.С. Герасимов.
    Сотрудники Управления и подразделений трудились с большим воодушевлением и напряжением. Дело осложнялось тем, что пожарная опасность многих технологических процессов не была исследована. Для профилактического осуществления задач, стоящих перед Управлением в области профилактики пожаров на охраняемых объектах, в его составе был создан отдел Государственного пожарного надзора. Первым начальником отдела стал Д.И. Михайлов (1966 - 1979 гг.).
    Личный состав нес службу в неизведанном ещё пространстве. Первостепенное значение руководством Управления в этот период придавалось организации службы в подразделениях и тушению пожаров. Необходимо было в тесном взаимодействии со специалистами ВНИИПО, ВИПТШ разработать основные принципы организации пожаротушения на предприятиях, с учетом специфики их производств, найти принципиально новые средства тушения пожаров и способы их применения, повысить уровень подготовки личного состава.
    Придавая большое значение совершенствованию системы практических мероприятий и защите населения и войск от возможного применения оружия массового поражения, Правительство приняло решение о дальнейшем развитии химии и биотехнологии с целью разработки, испытания и производства новых видов оружия и препаратов.
    В 1977 году в системе специальной пожарной охраны организуется новое направление – войсковые подразделения, комплектуемые офицерами и прапорщиками по призыву. В создании и деятельности этих подразделений непосредственное участие принимали В.Н. Воропай, А.А. Откидач, А.А. Сидинкин. Первые подразделения были первопроходцами, как в области самого пожаротушения, так и в профилактике его предотвращения. На их опыте создавались инструкции и правила, нормативная база по тактике тушения пожаров и ведению профилактической работы, организации обучения в подразделениях.
    И когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, специалисты спецподразделений уже не понаслышке знали, какую опасность для жизни несет радиация. Тем не менее, многие добровольцами направлялись на ликвидацию последствий аварии, считая, что их опыт может пригодиться.
    Ликвидаторами Чернобыльской катастрофы были также работники нашего отдела №26, расположенного в г. Электросталь, заместитель начальника аппарата управления отдела Н.Н. Демидюк, водитель пожарной части А.А. Белый.
    В настоящее время система специальной пожарной охраны имеет четко отработанную структуру, юридический статус государственного органа, обеспечивающего противопожарную защиту объектов оборонного комплекса. В ее состав входят десятки управлений, отделов, отделений и войсковых частей Государственной противопожарной службы МЧС России, в том числе Специальная пожарная часть №16 Специального отдела №26 ФГКУ «Специальное управление №3 ФПС МЧС России», охраняющая ОАО «ВПК «НПО машиностроения». Сегодня наша часть во главе с начальником, подполковником внутренней службы С.А. Симаковым имеет в своих рядах опытных специалистов, таких как майоры внутренней службы А.Н. Шамин, П.В. Кузнецов, С.Н. Моисеенко, старшие прапорщики внутренней службы С.Н. Макаров, Д.И. Ржевский, прапорщики внутренней службы А.Н. Скворцова, В.А. Калмыков, сержант внутренней службы О.П. Кутная, которые добросовестно исполняют свои служебные обязанности, являясь наставниками молодежи. Здесь же хотелось бы отметить и других сотрудников части, которые с чувством высокой ответственности и самоотдачи подходят к порученному делу. Это старшина внутренней службы Е.В. Симакова, прапорщик внутренней службы Ю.Е. Кузьмин, старший сержант внутренней службы Е.В. Мухин, младший сержант внутренней службы А.Н. Боданюк.
    Благодаря их настойчивости и трудолюбию эффективно решаются вопросы пожаротушения, содержания пожарной техники части, пожарно-технического вооружения и средств защиты органов дыхания, а также осуществляется профилактическая работа на охраняемом объекте.
    65 лет с честью и достоинством несут службу специальные подразделения, обеспечивая надежную противопожарную защиту важнейших объектов страны, таких как ОАО «ВПК «НПО машиностроения». В этих подразделениях сегодня трудятся тысячи квалифицированных специалистов, прошедших специальную подготовку и готовых выполнить задачу любой сложности. Свои знания и отвагу они не раз демонстрировали при тушении сложнейших пожаров и ликвидации последствий различных технологических аварий, спасая людей, уникальные творения человеческого разума, природу целых регионов страны, предотвращая катастрофическое развитие событий.
    Светлана Моисеенко,
    старший инженер СПЧ-16
    Фото из архива СПЧ-16


    ЦЕНА ВРАЧЕБНОЙ ОШИБКИ

    У любого, даже самого выдающегося специалиста случаются неудачи: не всегда есть возможность полностью оценить все риски, заболевание может носить молниеносный характер, либо протекать в атипичной форме, или быть настолько редким, что наблюдается по несколько десятков случаев в мире в год. Это ни в коей мере не оправдывает врача, ведь за каждой медицинской неудачей разыгрывается семейная трагедия, и родственников устраивает только выздоровление. Совершенно по-другому все выглядит, когда признаки заболевания «налицо», но действия врача, в силу его некомпетентности или элементарного нежелания дать рекомендацию для обследования у врача другой специальности, приводят течение заболевания к тяжелым последствиям для пациента. В этом случае, вслед за французскими мыслителями XIX века, мы можем повторить: «это хуже, чем преступление, это - ошибка». Приведенный ниже пример наглядно это иллюстрирует.

    В МСЧ № 5 обратилась жительница Подмосковья 73 лет. Последние 3 года у нее ухудшилось состояние здоровья: участились приступы сердцебиения и болей в сердце, немного снизился вес, усилился дискомфорт в области шеи и ощущение кома в горле при глотании. За 22 года до этого у пациентки обнаружили узловые образования в щитовидной железе, но динамики роста узлов все эти годы не было. Больная обратилась к своим «подругам» - знакомым, опытным терапевтам с большим стажем работы. Они объяснили указанные жалобы возрастными изменениями и назначили общеукрепляющую терапию и препараты от аритмии и тахикардии. Тем временем, состояние пациентки продолжало ухудшаться и её дочь - медсестра хирургического отделения - проконсультировала маму по месту работы. Подробно исследовав все анализы, врачи посоветовали обратиться в областной кардиологический центр. Там сразу активно начали помогать и объяснили, что никакие лекарства в этой ситуации пациентке не помогут (аритмия и пульс до 140 ударов в минуту). Единственный выход - установка кардиостимулятора с искусственным водителем ритма. Несмотря на достаточно высокий риск из-за плохого общего состояния, кардиостимулятор был установлен, пульс нормализовался, а состояние пациентки продолжало ухудшаться: начал снижаться вес, усилилась потливость, чувство жара. В этот момент отчаяния дочь вспомнила про щитовидную железу и привела маму на консультацию к эндокринологу. Первый же анализ выдал 100% конкретный результат - тиреотоксикоз. На 2 месяца была назначена тест-терапия, которая, к сожалению, не привела к положительной динамике: тиреотоксикоз сохранялся, а тонкоигольная пункционная биопсия выявила - аденокарциному щитовидной железы (онкологическое заболевание), которая возникла на фоне многоузлового зоба. Странно, ведь никто не мешал еще 3 года назад взять анализ крови из вены на ТТГ, и пациентке не пришлось бы проделывать такой мучительный и долгий путь для установления правильного диагноза. Особенность строения щитовидной железы у данной пациентки (с увеличенным перешейком, соприкасающимся с восходящей дугой аорты), исключала возможность хирургического лечения, поэтому пришлось уничтожить опухоль с помощью короткоживущего изотопа перхлората технеция в Институте рентгенорадиологии. Итак, с приключениями, удалось спасти еще одну жертву врачебных ошибок.
    По оценкам специалистов, примерно 40 % территории России неблагоприятно в плане развития различных патологических состояний щитовидной железы. С функциональной точки зрения результатом этих заболеваний является либо снижение функции щитовидной железы, либо усиление ее работы.
    Признаками снижения функции щитовидной железы являются: увеличение веса, отеки на ногах, сухость кожи, выпадение волос, анемия, снижение настроения, общая слабость, утомляемость, сонливость в дневное время, редкий пульс, запоры, повышение в крови холестерина и липопротеидов низкой плотности.
    При повышении функции щитовидной железы отмечается снижение веса, повышенная потливость, нарастание раздражительности, агрессивности; появляется плаксивость, ускоренное сердцебиение, склонность к жидкому стулу, повышение блеска в глазах, пучеглазие.
    Зачастую, когда к врачу общей практики обращается больной с жалобами на дискомфорт в области шеи, ощущения комка в горле, неприятными ощущениями при глотании и каким-либо признаком (или группой признаков) изменения функции щитовидной железы - его немедленно отправляют к эндокринологу. Следует отметить, что существует большое число болезненных состояний, которые имитируют или маскируют заболевания щитовидной железы, но по сути таковыми не являются. Рассмотрим их подробнее.
    Состояния, напоминающие снижение функции щитовидной железы:
    – синдром хронической усталости. Данное болезненное состояние развивается у людей при несоблюдении нормального чередования активной работы и отдыха. Со временем у таких «трудоголиков» постепенно «выгорает» эмоциональная сфера, и любая работа становится в тягость и вызывает раздражение. Параллельно этому происходит снижение иммунологического статуса и активизируются хронические вирусные, бактериальные и грибковые инфекции;
    – состояние в период выздоровления после инфаркта миокарда, обострения ишемической болезни сердца, нарушения мозгового кровообращения, атеросклероза сосудов головного мозга;
    – паркинсонизм, как самостоятельное заболевание, так и синдром, вызванный приемом лекарственных препаратов;
    – ожирение, нарушение толерантности к глюкозе;
    – дебют развития сахарного диабета;
    – состояние после проведения химиотерапии;
    – беременность и период грудного вскармливания;
    – хронические заболевания почек;
    – синдром периодических отеков;
    – варикозная болезнь вен;
    – состояние после субтотальной резекции щитовидной железы;
    – состояние после радиойодтерапии или радиоизотопа перхлората калия;
    – реактивный психоз с исходом в депрессию;
    – маниакально-депрессивный психоз, депрессивная фаза;
    – депрессивный синдром при шизофрении.
    Состояния, напоминающие повышение функции щитовидной железы:
    – климактерический и параклимактерический синдромы (данные категории больных часто обращаются с жалобами на учащение пульса, чувство кома в горле, особенно при волнении, повышенную потливость, подъем артериального давления, ощущения дрожи в теле и руках. Эти признаки зачастую являются результатом повышения активности сосудо-двигательного центра ствола мозга и усиления работы надпочечников (симпато-адреналовые кризы с выбросом норадреналина и адреналина));
    – беременность и период грудного вскармливания;
    – маниакально-депрессивный психоз, маниакальная фаза;
    – дисфункции желудочно-кишечного тракта: синдром раздраженной толстой кишки, синдром мальабсорбции, дискинезия желчных протоков и желчнокаменная болезнь, дисбактериоз кишечника;
    – онкологические заболевания (с интоксикацией с преобладанием распада тканей и снижением веса);
    – онкологические заболевания глаз с односторонним пучеглазием;
    – эндокринная офтальмопатия;
    – медикаментозно обусловленный тиреотоксикоз (как результат приема препаратов, содержащих йод, бесконтрольный прием витаминов и биодобавок с высоким содержанием йодида калия).
    Вышеперечисленные состояния могут быть похожи на некоторые признаки заболеваний щитовидной железы (как повышение, так и снижение ее функции).
    Для достоверного анализа ситуации и правильной постановки диагноза во всех сомнительных случаях для подтверждения или исключения болезней щитовидной железы нужно проводить анализ крови (ТТГ, свободный Т4, свободный Т3, АТ-ТПО, АТ-ТГ, пролактин; УЗИ щитовидной железы, анализ крови на общий холестерин, триглицериды, ЛПВП, ЛПНП), а затем проконсультировать данные результаты у врача- эндокринолога.
    Фото из Интернет-издания

    SpyLOG
    Просмотров: 4685 | Добавил: sconably | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0

      Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz